24 сентября 2010 г.

Микротварь (MICROBEAST) - система стабилизации от компании BeastX.

Как вы считаете, наступила ли эпоха бесфлайбарных вертолетов? На мой взгляд - да. Около 60% вертолетов на соревнованиях 3D Masters 2010 были лишены флайбара. Все победители в категории эксперт и мастер использовали вертолеты с электронной системой стабилизации! Доступность таких систем сейчас высока как никогда ранее. Количество предложений бесфлайбарных систем на рынке уже вполне сравнится с кол-вом предложений гироскопов. Mikado VBar, Scookum, Rondo, Intertia Axiom 720, BeastX MICROBEAST, Curtis Youngblood TotalG, Turnigy Vbar (видимо, копия Axiom 720), Helicommand HC3-Xtrem, GAUI 365, Align 3G. Список можно продолжить... Сегодня у меня в руках одна из самых свежих систем: BeastX Microbeast, которая по заверениям производителя произведет революцию в бесфлайбарных системах. Первое, что выделяет это устройств - это достаточно низкая цена, лишь немного дороже отдельного гироскопа. Попробуем разобраться, что это за система и что от нее можно ожидать.
Для справки: Beast - [бист], англ., тварь. 

Комплект поставки.
В комплект поставки входит сам блок
MICROBEAST, провода для соединения блока с приемником: два провода для передачи сигнала и питания и один тройной провод только для сигнала, две демпфирующие подушки для крепления блока и микроотвертка для регулировки. На корпусе блока имеется 15 светодиодных индикатора: один для отображения статуса и 14 для отображения текущего шага настройки.
Комплект поставки за минусом USB интерфейса.
Инструкция.
В моем случае в поставке были две инструкции. Одна полная инструкция на немецком, и одна краткая, в виде квадратного листка, на немецком и английском языках. Английскую инструкцию в формате PDF я скачал с сайта
BeastX.
Фрагмент инструкции
Установка на модель.
Нижняя часть корпуса устройства выполнена из металла, от чего дополнительные металлические пластинки при установке не требуются. Устройство допускает установку как горизонтально, на нижнюю поверхность блока, так и вертикально, на ребро. В обоих случаях необходимо, чтобы разъемы были направлены либо к носу, либо к хвосту вертолета, но не вбок или вверх/вниз. Благодаря возможности работать на ребре, крепить блок можно на боку модели. В комплекте идет квадратная демпфирующая подушка для крепления. Подушка шире и короче чем блок, но в инструкции отдельно оговаривается, что подрезать подушку не надо, она обеспечивает оптимальное демпфирование именно в таком виде. 



Картинка из инструкции. Пример установки блока горизонтально и вертикально. 
При установке блока на модель я старался проложить провода так, чтобы они не тянули блок в сторону или вниз, т.е. не сжимали и не перекашивали подушку, на которой блок наклеен. С учетом того, что в комплекте идут достаточно жесткие провода, сделать это на небольшой модели достаточно проблематично. В итоге провода пришлось пустить дугой по балке. Для большей безопасности я обернул и крепко стянул провода у блока липучкой, чтобы они не имели возможности выскочить из разъемов. 


Система установлена на модель.
Настройка аппаратуры.
Для работы
MICROBEAST требуется выбрать тип автомата перекоса H1 (механический), когда каждой функции перекоса соответствует отдельный сервопривод. Использование сабтриммеров, лимитов и триммеров на каналах автомата перекоса в передатчике запрещены. Настройка этих параметров осуществляется в MICROBEAST. В дальнейшем для тонкой настройки поведения модели можно использовать двойные расходы и экспоненту в передатчике.

Базовая настройка.
Базовая настройка состоит из 14 шагов и выполняется с помощью передатчика и кнопки на корпусе блока. Кнопкой сменяются шаги настройки, а стиками на пульте выбираются или настраиваются параметры на каждом шаге.

Шаги настройки.

  1. Режим работы – бесфлайбарная система или только хвостовой гироскоп. 
  2. Способ установки – горизонтально или на боку. 
  3. Частота сигнала сервоприводов автомата перекоса. Поддерживаются частоты: 50Гц, 65Гц, 120Гц, 200Гц. В конце инструкции есть таблица с рекомендуемыми параметрами для наиболее распространенных сервоприводов. Для Align DS510 инструкция рекомендуют 200Гц. 
  4. Ширина импульса хвостового сервопривода. Опять в инструкции есть подсказка для наиболее распространенных сервоприводов. Поддерживаются импульсы шириной: 760мкс, 960мкс, 1520мкс. 
  5. Частота сигнала хвостового сервопривода. Обычно хвостовые гироскопы работают на частоте 333Гц. Поддерживаются частоты 50Гц, 165Гц, 270Гц, 333Гц. 
  6. Лимиты хвостового сервопривода. Лимиты раздельные. Настройка аналогична обычному гироскопу, требуется выполнить настройку лимитов хода слайдера шага хвостового ротора влево и вправо. Система выполняет проверку расходов сервопривода, и если лимиты будут очень маленькими, настройка не сохранится.
  7. Реверс хвоста. Так же стандартная функция для любого гироскопа. 
  8. Настройка сабтриммеров сервоприводов автомата перекоса. Позволяет подровнять качалки сервоприводов в среднем положении стика шага. На этом шаге тягами необходимо подровнять тарелку в горизонт и выставить на лопастях нулевой шаг. 
  9. Выбор схемы автомата перекоса: механический, 90 градусов, 120 градусов, 140 градусов 
  10. Проверка геометрии автомата перекоса. На этом шаге требуется установить на лопастях циклический шаг в 6 градусов. При этом система фиксирует выбранное положение тарелки, чтобы не надо было удерживать стик на аппаратуре. Для угла 6 градусов система проверяет расходы на сервоприводах и, если геометрия удовлетворительная, то на корпусе устройства загорается синий индикатор. Если геометрия плохая, т.е. расход на сервоприводах меньше ожидаемого системой, то индикатор светится оранжевым или красным, в зависимости от того, насколько все плохо. Инструкция в этом случае рекомендует уменьшить длину качалок сервоприводов, или уменьшить вылет шариков на внутренней обойме тарелки перекоса, к которым подходят тяги от цапф. 
  11. Максимальные углы общего шага. Выставляются отдельно для положительных и отрицательных шагов. После окончания настройки углы общего шага регулируются, как и положено, кривой шага в передатчике. 
  12. Лимиты автомата перекоса. На этом шаге определяем, какой максимальный циклический шаг будет доступен системе. Необходимо убедиться, что механика перекоса не упирается при полных отклонениях по общему и циклическому шагу. По необходимости требуется с помощью стика на аппаратуре отрегулировать лимиты отклонения тарелки по циклическому шагу. 
  13. Реверс датчиков перекоса. Наклоняя модель вперед-назад и влево-вправо необходимо убедиться, что тарелка перекоса отклоняется в сторону, противоположную наклону модели. 
  14. Реверс оптимизации пируэта. Это одна из самых эффектных настроек. На этом шаге система наклоняет тарелку перекоса в одну сторону. Вращая вертолет в руках вокруг вертикальной оси нужно убедиться, что тарелка сохраняет направление наклона независимо от того, куда вы поворачиваете вертолет. 
Тонкая настройка.
На корпусе есть три потенциометра, которые отвечают за регулировку следующих параметров:
  1. Swashplate gain - чувствительность датчиков перекоса. Аналогично чувствительности гироскопа, если на маневрах и остановках появляется раскачка, необходимо уменьшить этот параметр. 
  2. Swashplate direct gain - прямой ввод на автомат перекоса. Определяет, насколько живо модель будет реагировать на управление. Увеличивая этот параметр можно получить очень верткий и менее стабильный вертолет, который будет моментально отзываться на движение стиков. 
  3. Tail dynamic - динамика хвоста позволяет сделать остановки и старты пируэта более жесткими или более мягкими. 
Чувствительность хвостового гироскопа регулируется с передатчика как обычно. При изменении чувствительность 14 индикаторов имитируют шкалу, отображая примерный процент чувствительность.

Кроме механических потенциометров есть следующие тонкие настройки модуля:
  1. Триммирование тарелки перекоса позволяет убрать незначительный дрейф модели на висении. Функция аналогична триммерам на передатчике, но из-за особенностей работы нужно пользоваться триммером в системе. 
  2. Режим работы: Нормальный (Normal), спортивный (Sport), профи (Pro), экстремальный (Extreme) и настройка с пульта. Выбор режима работы по настройкам аналогичен двойным расходам и экспоненте в передатчике. 
  3. Коррекция элеватора при работе шагом – стабильность удержания курса по элеватору на высокой скорости и при резкой работе шагом. Более высокое значение делает вертолет ленивым по элеватору, слишком низкое вызывает раскачку по элеватору. 
  4. Чувствительность удержания хвоста. Низкое значение сделает скорость пируэта неравномерной, высокое вызовет постоянное рысканье хвоста даже на простом висении. 
Конфигурация тестового вертолета:
  • Align Trex 500ESP (привод ХР: вал) 
  • Мотор: Scorpion 3026-1210@14T 
  • Регулятор: Castle Creations ICE 75 
  • Аккумуляторы: 8S: 2x2150мАч, Rhino 4S, 30C 
  • Рулевая машинка Align DS520 
  • Обороты ротора 2610 об/мин. 
  • Лопасти Maniac 427 
  • Общий шаг: +-12 градусов 
  • Версия прошивки MICROBEAST: 1.0.11 – 2.0 
Для тестирования использовался бесфлайбарный ротор Align.
Полет.
Сразу после включения питания система начинает инициализацю. Индикаторы на корпусе отдельно отображают инициализацию датчиков и приемника. После окончания процедуры система коротко двигает тарелку перекоса вверх-вниз.

Первый полет выполнялся с пресетом Pro, на котором в итоге и остановился. Все потенциометры находились в среднем положении. Сначала подстроил чувствительность гироскопа, остановился на 47%. По элеронам и элеватору вертолет реагировал несколько вяло, поэтому увеличил чувствительность прямого ввода на тарелку, после чего вертолет стал реагировать на управление более агрессивно. Подкрутил этот потенциометр еще немного в плюс и вертолет стал "выскальзывать" из рук, как будто эффект от работы системы стабилизации уменьшилась. Убавил на прежнее место: +1 деление от центрального положения, так и оставил. Затем настала очередь еще раз повозиться с хвостом. Старты и остановки пируэта были очень мягкие. На это дело есть потенциометр номер 3. Увеличив динамику хвоста примерно на 2 деления, получил более агрессивные старты и остановки пируэта. В передатчике на руль добавил экспоненту +10% для смягчения работы стика в околонулевой зоне. Стало более комфортно управлять хвостом.

Итак, можно переходить к полетам. Вертолет зависает в воздухе без каких-либо дополнительных усилий. Висит! И висит ровно! Никаких триммеров для тарелки не потребовалось. Полеты по прямой, бочки и петли не выявили никаких замечаний. Все фигуры получаются ровно, как на идеально настроенном флайбарном вертолете. Флипы не выявили никаких проблем с фазингом. Даже петля с кувырками не потребовала коррекции. На четырехточечном тик-таке создалось впечатление, что вертолет делает фигуру немного не так, как на флайбаре. Дело оказалось в более быстрых переворотах по циклическому шагу. Немного приноровившись к быстрой реакции на циклический шаг, смог выполнить фигуру ровнее. Позже немного уменьшил скорость, убавив на 5% двойные расходы в передатчике. Стоит ли еще раз говорить, что при отсутствии флайбара высвобождается около 15% дополнительной мощности? :) И эта мощность отлично чувствуется на нагруженных фигурах.

Воронки система пишет, как по циркулю, без необходимости подравнивать модель по элеватору. Змейки тоже получаются легко. Выход с тейлслайда хороший, с резкой отработкой по шагу. Подхват по шагам происходит гораздо быстрее, чем ожидаешь от электронной системы! Флипы в движении тоже получались без рывков по шагам.

Проверяю пирокомпенсацию. На месте вертолет вращается без заметного сваливания, только обычный дрейф. При этом сохраняется нормальная возможность двигать вертолет. Вести вертолет в пируэте получалось даже немного легче, чем с флайбаром, поскольку с электронной системой модель лучше держит горизонт.

Чуть позже вернулся к настройке хвоста. На пару процентов убавил общую чувствительность. Остановки пируэтов стали идеально ровные с обеих сторон, до этого был небольшой отбой остановки пируэта. Несмотря на убавленную чувствительность, хвост держит железно, даже на жестком выходе с тейлслайда.

Затем стал пристально вглядываться в поведение хвоста на пируэтах. Если крутить вертолет равномерно и при этом играть шагом вверх вниз, то скорость пируэта сохраняется. Если во время пируэта увеличивать и убавлять скорость вращения, то набирается скорость равномерно, если же снижать скорость пируэта, то она сбрасывается не плавно, а рывком. Рывок ярко выражен и хорошо заметен. По идее у
MICROBEAST нет другого выбора. Если сказали снижать скорость, то надо это делать быстро. В остальном никаких проблем с хвостом не заметил. Попробовал изменять чувствительность удержания хвоста. Увеличил значение со среднего на высокое и запинка стала более жесткая. Вернул обратно в среднее значение. К слову Spartan DS760 на снижение скорости пируэта имеет небольшую ступеньку, но она выглядит более мягкой, не такая заметная как на MICROBEAST.

Плюсы и минусы.
Плюсы:

  • Цена; 
  • Стабильность и однозначность поведения модели даже на сложных фигурах; 
  • Работа оптимизации пируэта; 
  • Моментальный отклик по шагу; 
  • Простота настройки; 
  • Отличный хвостовой гироскоп. 
Минусы:
  • USB интерфейс приобретается отдельно; 
  • На данный момент нет возможности настройки через компьютер; 
  • На данный момент нет возможности использовать приемники-сателлиты; 
  • Нет переключения банков настроек. Переключение может пригодиться для выполнения трюков во время авторотации; 
  • В комплекте слишком толстые и жесткие соединительные провода. Может вызвать проблему при размещении блока на небольших моделях. Возможно, для небольших моделей потребуется самостоятельная замена проводов на более мягкие; 
  • Для некоторых маневров вращения недостаточно равномерные; 
  • Отсутствует настройка мертвой зоны в центре стика руля. 
Выводы.
Система явно удалась! По полету масса положительных впечатлений, поведение модели однозначное, напоминает работу хорошо настроенного вертолета с флайбаром. Система не разочарует тех, кто ищет от вертолета резкой, моментальной реакции. При этом система на удивление проста в настройке, а благодаря возможности установки на ребро она сможет прижиться даже на маленьких моделях, где нет достаточно места на горизонтальных поверхностях. Как и у любой системы, у этой есть недостатки, а насколько они критичны, каждый определит для себя сам.


Ссылки:

Сайт BeastX
Ссылка на английскую инструкцию

10 комментариев:

  1. Олег, спасибо за чёткое и ясное описание Микротвари!
    Но я пока поюзаю "допотопную реальную сервоось"...

    ОтветитьУдалить
  2. Иногда попадаются такие сервооси, что никакой электроники не надо! ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Как человек, живущий в чисто англоязычной среде скоро уже как четверть века, категорически протестую против "Микротвари". Плохой перевод однако! Об'ясню почему:
    В оригинале устройство называется "Microbeast" от "BeastX".
    "Х" в аглицком означает что-то загадочное, таинственное или неизвестное (Х-Files, X-Men, Mr. X etc). Micro он и в Африке микро. Посему единственный правильный перевод сего устройства это никакая не микротварь, а вовсе даже "Неведома Зверушка". Исправьте заголовок, плиз!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, анонимный!

    Напомню, что названия не переводятся. Считайте слово "Микротварь" авторским изыском.

    ОтветитьУдалить
  5. Я бы сказал скорее МикроЗверь и Зверь-Х...

    ОтветитьУдалить
  6. Хотел добавить, что многие из вышеперечисленных недостатков уже устранены в обнавлённой версии 2.0.0, да и сама инструкция настроек заметно изменилась:
    http://www.beastx.com/manuals/MICROBEAST_2.0.0_ENG.pdf

    ОтветитьУдалить
  7. И на последок по теме настроек новой системы ЗверьХ прилагаю следующий линк с видеоописанием: http://www.helifreak.com/showthread.php?t=268460

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за замечание. По второй версии прошивки надо будет сделать отдельный обзор, когда у меня опять появится эта система.

    ОтветитьУдалить
  9. Олег, спасибо за подробное описание.Недавно стал обладателем сего чуда, вот изучаю настройку.

    P.S. Вообще респект и уважение за такой полезный труд!

    ОтветитьУдалить
  10. Ссылка на пошаговую настройку на английском супер, но язык чужой и детали не всегда понятны. Появилось ли что то подобное на великом и могучем ?

    ОтветитьУдалить